Учебно-игровые цели мероприятия:
Познакомить учащихся с алгоритмом исследовательской работы с информацией, включающим такие компоненты, как: наблюдение и различение; постановка проблемы; выдвижение гипотезы; сбор данных; анализ и синтез собранных данных; соотнесение данных и умозаключений; переработка и сохранение информации; передача информации; прогноз по использованию информации; оценка процесса работы.
На примерах применения данного алгоритма в разных областях знаний (учебно-игровых «предметных мирах») продемонстрировать его универсальность. Освоить новую информацию по предметам.
В начале мероприятия состоялась организационная линейка: ознакомление с планом работы, формирование команд, получение командами маршрутных листов туристического агентства «Хочу всё знать!».
И школьники отправились в путешествие по «предметным мирам».
В Академии истории математики ребят встретила Т.А. Грекова в образе мудрой совы. Попав в данный «мир», посетители увидели, что на разных столах лежат тексты об учёных и различные материалы-подсказки, связанные с практическими приложениями некоторых из их достижений, на доске портреты и высказывания Пифагора, Архимеда, Евклида и Эратосфена. Ребятам нужно было узнать, какие предметы к какому учёному имеют отношение, и разгадать открытие и предназначение предметов. А также, школьники «перенеслись» в Древнюю Грецию во времена Эратосфена, и представили, как этот учёный мог бы открыть свою таблицу простых чисел.
В это время, на кафедре русского языка (зав. кафедрой Г.Х. Русакова) в творческой лаборатории «Мир фразеологизмов» проходила испытание вторая группа. Перед началом работы лаборатории они прошли испытание, в результате которого, были посвящены в архивариусы под гимн студентов. В ходе работы они познакомились с историей фразеологизмов; классифицировали крылатые фразы, в зависимости от их происхождения; занимались поиском фразеологизмов как исконно-русских, так и заимствованных. Ребята соотносили фразеологизмы с их иллюстрациями. В заключение в старинном манускрипте находили и выписывали крылатые выражения.
Следующая группа отправилась в «мир олимпиад» (хранительница «мира»-Е.В. Шмаргунова). Изучая талисманы олимпийских игр, посетителям необходимо было определить, в каких странах и каких частях света проходили зимние Олимпийские игры с 1968 по 2022 год, и поместить талисман на географическую карту.
Что такое «химия»? Какая связь между вкусными мамиными оладушками и химическими веществами, и превращениями? Вместе с «главным химиком» С.А. Горн это ребята и решили выяснить в «химической лаборатории», Объектом исследования стали продукты и вещества, которые мама использует для приготовления пищи. Перед собой учащиеся поставили цель: выяснить, чем мамина кухня похожа на химическую лабораторию. Для этого проделывали опыт «Надуй шарик» с помощью уксуса и пищевой соды (узнали, почему мамины оладушки пышные в отличии от блинов), при помощи опыта «Сортировка» узнали, как можно отделить молотый перец от соли, если эти продукты смешались в кучу. И сделали вывод для себя, что кулинар должен быть человеком, образованным в области наук: химия, биология, физика, математика.
В лаборатории по проверке качества продуктов (зав. лабораторией Т.П. Шмаргунова) перед ребятами была поставлена другая задача. Прочитав записку, которую оставила мама, взяв продуктовую корзину, дети отправились в «магазин», и купили продукты, согласно списку: консервы, яйца, лапшу «Доширак», пряники, шоколад и чай. Со своими покупками они отправились в лабораторию для исследования сроков годности продуктов и условий хранения. Одев халаты, перчатки и маски, ребята проводили элементарные расчёты по выявлению годности продуктов к употреблению на момент анализа. Все качественные продукты они отправляли в корзину «Годно к употреблению», а некачественные в «Употреблять нельзя».
Посетив «мир» музыки (В.В. Григорьева), школьникам стало понятно, что в музыкальных жанрах не так и легко разобраться. Попав в «мир», они увидели портреты ярких представителей жанров, услышали музыкальные фрагменты. А вот соотнести одно с другим, задача оказалась не из лёгких.
В музее национальных костюмов (дир. музея – Калмычёк О.С.) на столе лежали карточки с описанием. По описанию ребятам нужно было определить, о какой национальности идёт речь, выбрать комплект национального костюма и указать флажком на географической карте место проживания. А также школьники наряжали кукол в костюмы и собирали пазлы.
В «мире» народных праздников туристов встретила О.Н. Мельникова. Ребятам было предложено установить взаимосвязь между предложенными предметами, сгруппировать их, объяснить выбор, и рассказать об ассоциациях, которые они вызвали. После вспомнили, какие обряды проводятся в эти праздники. Сопоставив факты, выяснили, какое отношение имеет календарь к представленным на лотах предметам. Пришли к выводу, что всё имеет отношение к традициям, связанным с русскими народными праздниками.
Ещё один «мир» посетили ребята - это «наука Средневековья». Побывав в котором, они познакомились с ученым Бонавентурой (настоящее имя – Джованни Фиданца), жившим в XIII веке. Он был философом-схоластом, богословом, мистиком, соединившим философию и теологию. Кроме того, с 1257 года Бонавентура - генерал францисканского ордена. Ребята узнали о трудах учёного, которые были написаны на латыни; узнали, что латынь – мертвый язык. Практической частью работы стал перевод изречений мудрых с латыни на русский язык. Этот «мир» открыла для путешественников в «предметные миры» М.А. Фомина.
Закончился день рефлексией. Ребята и педагоги посмотрели видеоотчёт, подготовленный ученицами 11 класса; поделились впечатлениями и сделали совместное фото.